Основная информация
Вайтуал Деул – тантрический храм, посвященный культу Чамунди (как иногда называют Кали), расположен около Бинду Сагара на небольшом расстоянии от величественного храма Лингараджа. Он относится примерно к тому же самому периоду, что и Парсурамешвар, однако, это прямоугольное по форме сооружение 8 века является уникальным в Бхубанешваре, как утверждают традиционные научные исследования по архитектуре. Двухэтажная сводчатая и закругленная крыша с гофрированными, двускатными краями, острыми флеронами и щипцами с торцовой стороны, кажется унаследованной от буддийского храма (chaitya-s). С другой стороны, башни напоминают дравидийский храм Бхима Ратха в Махабалипураме в штате Тамил Наду, но неизвестно, является ли это сходство следствием какого-либо академического обмена между двумя общинами или простым совпадением.
Вайтуал Деул очень ранний и еще несовершенный образец сооружения в стиле panchayatana (пятихрамовый), в каждом углу его прямоугольного вестибюля (jagmohan) находится точная копия главной святыни. Башня небольшого храма поднимается вверх всего на 35 футов, а площадь основания составляет 18х25 футов.
Прямоугольная башня горизонтально опоясана каменными лентами, которые сменяются рядом узких углублений в виде ниш под сводчатой крышей. Некоторые карнизы просто украшены, другие, в отличие от них, украшены резьбой в виде каменных складок. На равных расстояниях друг от друга в камне вырезаны миниатюрные окна в форме подковы, с выглядывающими из них лицами. По бокам храма расположены ложные, но богато украшенные входы, недосягаемые из-за их удаленности от земли и закрытые стоящими в них фигурами богинь (apsara-s).
Над фигурами дверной проем переходит в традиционную буддийскую арку, увенчанную изображениями похожего на Будду медитирующего отшельника. В других нишах, расположенных по всему фасаду храма, вновь появляются богини (apsara-s) в причудливых позах. Они окружены тонкими витиеватыми узорами и резными цветами, создающими впечатление легкости и воздушности.
На одной из настенных скульптурных картин храма изображен Сурья с арийским лицом, с большими скулами и крупным прямым носом. Он окружен ореолом солнечного сияния. Сурья стоит в своей колеснице, управляемой богиней утренней зари Удаей и запряженной семью гигантскими лошадьми. Они расположены ниже выступа панели и не только везут колесницу, но и поддерживают саму скульптуру. Бог, очевидно, скачет на войну, поскольку он вооружен, а его слуги нацелили свои стрелы на невидимого врага[1].
Паломник попадает в традиционно темную святая святых (garba grha) храма Вайтуал Деул из холла, пройдя небольшой вестибюль, указывающий направление его продвижения к цели и напоминающий о том, что его внимание сейчас должно быть сосредоточено только на молитве. Святая святых (sanctum sanctorum) этого храма является редким отходом от обычных норм – неукрашенного алтаря, которые соблюдаются в большинстве обычных храмов. Может быть, древняя природа языческой богини-матери объясняет отступление здесь от ведических принципов. В любом случае алтарь (garba grha) очаровательно прекрасен благодаря стенным панельным изображениям, связанным с тантрическими ритуалами, которых нигде больше в Индии не увидишь.